Знайте, что упование (таваккуль) – это беспокойство без покоя и покой без беспокойства. Это означает, чтобы ты одинаково относился как к изобилию, так и к недостатку.
Всецело полагайся на Аллаха, вверяя ему свою судьбу полностью, без остатка и сомнения, и тогда в твоем сердце будет царить покой, который не может быть нарушен. А если Аллах внушил твоему сердцу беспокойство относительно совершенства твоего имана и качества выполнения религиозных предписаний, то твое сердце не найдет успокоения, пока на то не будет воли Аллаха.
Понятию упование ученые дали множество определений:
1. Упование – покорное принятие предопределений Аллаха, постоянная связь сердца с Аллахом и довольство достаточным пропитанием.
2. Упование – это отказ от планирования дел своего нафса.
3. Упование – это надежда на Всевышнего Аллаха и отречение от того, что у людей.
4. Упование – это довольство во всем Всемогущим Аллахом и опора на Него.
5. Ангел Джабраиль сказал: «Упование – это отчаяние в людях и осознание того, что любое творение Аллаха не может ни навредить, ни принести пользу, ни дать что-либо, ни препятствовать его получению. Условие упования – чтобы сердце отвернулось от всего, кроме Аллаха».
Упование – это качество пророков, мир им. Покорное следование (таслим) – это качество пророка Ибрахима (мир ему). Упование во всем на Аллаха (тавфиз) – это качество нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Уповающий человек подобен грудному ребёнку, который не прибегает ни к чему, кроме груди матери. Ведь и уповающий прибегает лишь к одному Всевышнему Господу своему.
Признаки уповающего на Аллаха
Уповающего на Аллаха можно узнать по отличительным признакам. Прежде всего, он не должен ни у кого ничего просить. Не отвергать и не удерживать у себя то, что получил от людей, не прося их об этом. Наилучшее состояние уповающего – быть перед Всевышним Аллахом, как
мертвец перед омывающим. Ведь усопший не делает никаких движений и не предпринимает никаких мер.
Прекращай планировать и всецело доверься выбору Аллаха. Ведь ты знаешь, что Всевышний Аллах был для тебя раньше, чем ты сам для своего нафса. Подобно тому как Аллах был до твоего сотворения, Он будет и после твоей смерти. Тебе надлежит избавлять людей от хлопот
– это мерило мюридов и совершенных людей. Как взвешивают материальные тела, также взвешивают и оценивают состояния и качества людей. Не переживай о средствах к существованию!
Всевышний Аллах был для тебя ещё до твоего рождения, как же Он забудет тебя после появления на свет. Не утруждай себя тем, что за тебя делают другие.
Бишр аль-Хафий сказал: «Некоторые лгут, говоря, что уповают на Аллаха. Если бы они уповали на Аллаха, то были бы довольны всем, что Он делает с ними».
Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана