Упование – это нрав Пророка (мир ему и благословение), а зарабатывание средств к существованию своим трудом – его путь (сунна).
Кто обладает нравом Пророка (мир ему и благословение), пусть никогда не оставляет его Сунну. Кто порицает действия для самообеспечения, тот порицает Сунну Пророка (мир ему и благословение). Кто порочит упование, тот порочит веру (иман).
Знайте, что обителью упования является сердце. Физическая активность человека никак не может помешать его упованию, которое находится в сердце.
Передано от сподвижника Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Некий человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), отпустить ли мне свою верблюдицу, уповая на Аллаха?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Привяжи верблюдицу и уповай на Аллаха».
Ибрахим аль-Хаввас (да будет свята его душа) был одним из уповающих. Однако он никогда не расставался с ниткой, иголкой, ножницами и сосудом для воды. Он говорил: «Если вы увидите мюрида без сосуда для воды, нитки и иголки, то не верьте его полноценной подготовке к намазу».
Упование не подразумевает отказ от использования средств (причин) и благоразумия в делах. Напротив, разумному человеку следует проявлять рассудительность и быть внимательным в делах и искать средства и причины, которые люди обычно используют для осуществления своих целей.
Другими словами, целью упования не является отказ от использования средств и причин для осуществления благих целей. Однако истинно уповающий не опирается в реализации своих замыслов на получаемое от людей.
Исходя из сказанного, упование – это то, что порождает истинная вера. Поэтому, если отсутствует упование, то отсутствует и вера. Потому что вера – это признание единственности Аллаха, осознание того, что все происходящее исходит от Него. А тот, кто полагается на кого-либо или что-либо помимо Аллаха, в действительности не признает единственность Аллаха, сколько бы он не утверждал это.
Лекарством, приводящим человека к упованию, является усердие в пяти вещах: первая – постоянное осознание того, что Всевышний Аллах прекрасно знает твое состояние; вторая – убеждённость в совершенстве могущества Всевышнего; третья – убеждённость в том, что Аллах чист от забывчивости и оплошности; четвёртая – убежденность в том, что Творец чист от невыполнения обещанного; пятая – убеждённость в том, что Создатель – Самый Щедрый, что Он наделяет нас всем необходимым без нашей просьбы.
Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана