Его полное имя − Умар бин аль-Хаттаб бин Нуфайль бин Абд аль-Узза бин Рийах бин Абдуллах бин Курт бин Разах бин Ади Ибн Ка‘б. Он принадлежал к одному из курайшитских родов, а Ка‘б бин Луайй, являвшийся предком Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в седьмом колене, был и его предком.
Умар бин аль-Хаттаб относился к числу знатных курайшитов и выступал в качестве посла в случае возникновения конфликтов внутри племени курайш или военных столкновений курайшитов с другими племенами.
Кунья1 Умара − Абу Хафс, а прозвище, которое дал ему Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, − Фарук (различающий). Он родился на 13 лет позже Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. В первые годы после возникновения ислама, он крайне враждебно относился к мусульманам, но впоследствии Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он вывел Умара на правильный путь, и на шестом году от начала пророчества, Умар принял ислам, благодаря чему эта религия укрепилась.
КАК ПРИНЯЛ ИСЛАМ УМАР БИН АЛЬ-ХАТТАБ, да будет доволен им Аллах
Умар был сильным и уважаемым человеком, который причинял мусульманам много обид и преследовал их. Саид бин Зайд бин Амр бин Нуфайль, двоюродный брат Умара и муж его сестры Фатимы бинт аль-Хаттаб, сказал: «Клянусь Аллахом, Умар укреплял меня в исламе, прежде чем сам он принял ислам».2 Так, например, сообщается, что Умар связывал Саида, чтобы отвратить его от его религии.
Однако за внешней суровостью Умара скрывались милосердие и сочувствие. Сообщается, что Умм Абдуллах бинт Абу Хасма, которая вместе с другими мусульманами совершила переселение в Эфиопию, сказала:
− Клянусь Аллахом, когда мы собирались переехать в Эфиопию и Амир ушёл за какими-то нашими вещами, пришёл Умар, который тогда был ещё язычником и причинял нам самые большие обиды, и встал рядом. Он спросил: «Уезжаете, о Умм Абдуллах?» Я сказала: «Клянусь Аллахом, да! Мы уезжаем на землю Аллаха, ибо вы обижали и притесняли нас, и (не вернёмся), пока Аллах не укажет нам выход». Тогда он сказал: «Да не оставит вас Аллах», и я заметила, что он проявляет сочувствие, чего раньше не было. Потом он ушёл, и я думаю, что наш отъезд доставил ему огорчение. Потом пришёл Амир со своими вещами, и я сказала ему: «О Абу Абдуллах, если бы ты видел Умара, который только что был здесь, и то, как он сочувствовал нам и жалел нас!» Он спросил: «Ты хотела бы, чтобы он принял ислам?» Я ответила: «Да». Он сказал: «Но тот, кого ты видела, примет ислам не раньше, чем примет его осёл аль-Хаттаба!»
Умм Абдуллах сказала: «Он сказал так из-за отчаяния, поскольку видел грубость (Умара) и его (попытки покончить) с исламом силой». Таким образом, оказалось, что проницательность женщины сильнее, поскольку к тому времени посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, уже долго молил Аллаха о том, чтобы Он оказал исламу поддержку через Умара.
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к Аллаху с нижеследующей мольбой: «О Аллах, укрепи ислам тем из двоих, кого Ты больше любишь: Умаром бин аль-Хаттабом или Абу Джахлем бин Хишамом!»
Аллах ответил на его мольбу, и Умар принял ислам после первого переселения мусульман в Эфиопию (то есть после 615 г.), благодаря чему ислам укрепился, а мусульмане получили возможность молиться у Каабы , не подвергаясь нападениям многобожников. Сообщается, что Абдуллах бин Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «После того как ислам принял Умар, мы постоянно набирали силу». Он также сказал: «Прежде мы не могли молиться у Каабы, (и это продолжалось до тех пор,) пока ислам не принял Умар бин аль-Хаттаб, а после этого он сражался с многобожниками, пока те не оставили нас в покое». Он также сказал: «Принятие им ислама явилось для нас поддержкой».
КАЧЕСТВА И ДОСТОИНСТВА УМАРА, да будет доволен им Аллах
После того как Умар, да будет доволен им Аллах, принял ислам, многобожники стали чинить ему всевозможные препятствия, что часто приводило к стычкам между ними. Во времена джахилийи Умар был известен своим красноречием и храбростью, в исламе же приобрели известность его сила, справедливость, аскетизм, милосердие, знание и осведомлённость в области фикха3. Он был здравомыслящим человеком, и в нескольких случаях его желания совпали с тем, что впоследствии было ниспослано в Коране. Имеется в виду выбор места Ибрахима как места совершения молитв и совет матерям правоверных4 появляться на улицах в покрывалах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, порадовал Умара, да будет доволен им Аллах, вестью о рае и о том, что он станет шахидом.ПРИСЯГА
Известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, указал мусульманам на то, что после него их руководителем должен стать Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, что же касается Абу Бакра, то, согласно его завещанию, халифом после него должен был стать Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими. Абу Бакр советовался с людьми по этому вопросу, и они предоставили выбор наследника на усмотрение самого Абу Бакра.
Тогда он собрал у себя людей и сказал им: «О люди, вы видите, что постигло меня по предустановлению Аллаха. Теперь необходимо, чтобы кто-нибудь другой получил над вами власть, проводил с вами молитвы, сражался с вашими врагами и отдавал вам приказы, и если желаете, я подумаю над тем, что вам сказать относительно этого. Клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, вам не следует надеяться на то, что я смогу поправиться!» После этого Абу Бакр заплакал, и вместе с ним заплакали все присутствующие, а потом люди сказали: «Ты − лучший и самый знающий из нас, так сделай же выбор сам!» На это Абу Бакр сказал: «Я подумаю над тем, что вам сказать, и выберу для вас лучшего из вашей среды, если захочет Аллах».
После этого Абу Бакр призвал к себе Усмана и сказал: «Пиши: “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Вот что поручил Абу Бакр бин Абу Кухафа, покидая мир этот и вступая в мир вечный, где уверует неверный, и убедится нечестивый, и станет правдивым лживый. Я оставляю над вами Умара бин аль-Хаттаба. Слушайте его и повинуйтесь ему, я же, клянусь Аллахом, не упускал ничего, чтобы сделать благое для Аллаха, Его посланника, Его религии, себя самого и для вас. Если он станет проявлять справедливость, то поступит в соответствии с тем, что я о нём думаю и что мне о нём известно, а если он изменится, то ведь каждый понесёт бремя своего греха. Я стремился только к благому, а сокрытое мне неведомо, несправедливые же узнают, что с ними будет. Мир вам, милость Аллаха и Его благословения”».
МЕТОДЫ ПРАВЛЕНИЯ УМАРА, да будет доволен им Аллах
Будучи халифом, Умар бин аль-Хаттаб следовал примеру своего предшественника Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими. Когда ему принесли присягу как халифу после кончины Абу Бакра, он поднялся на минбар, восславил Аллаха и возблагодарил его, а потом сказал: «О люди, я стану взывать к Аллаху, а вы говорите “Амин”. О Аллах, поистине, я груб, сделай же так, чтобы с помощью следования истине ради Тебя и стремления к миру вечному я был мягок по отношению к тем, кто повинуется Тебе, и надели меня жёсткостью и суровостью по отношению к Твоим врагам, развратным людям и лицемерам, но не допусти, чтобы я притеснял их или преступал границы дозволенного! О Аллах, поистине, я скуп, сделай же так, чтобы во время испытаний я был щедрым без расточительства и излишеств и проявлял щедрость не напоказ и не ради доброй славы и чтобы я делал это ради Тебя и мира вечного! О Аллах, надели меня смирением и сговорчивостью по отношению к верующим!»
Указанием на то, как правил Умар, да будет доволен им Аллах, может служить речь, с которой он обратился к людям и которая была подобна речи Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими.
Будучи халифом, Умар, да будет доволен им Аллах, проявил себя как искусный политик, отличавшийся решительностью и хорошо продумывавший свои шаги. Он организовал административную и финансовую системы государства, намечал планы новых завоеваний, обеспечивал управление завоёванными территориям, стоял на страже интересов своих подданных и следил за соблюдением справедливости на территории страны. Он ничего не позволял себе брать из общественных средств (байт аль-маль), за исключением одной зимней и одной летней одежды, а также верховой верблюдицы, что же касается его содержания, то оно соответствовало содержанию среднего мухаджира. Следует отметить, что послания, которые Умар рассылал наместникам разных областей, свидетельствовали о глубоком понимании им своей ответственности перед Аллахом и своими подданными, уповании на Аллаха и вере в свои силы.ВАЖНЕЙШИЕ СВЕРШЕНИЯ УМАРА БИН АЛЬ-ХАТТАБА, да будет доволен им Аллах
Умар приступил к организации исламского государства и занимался этим с неослабевающей решимостью. Это было необходимо, чтобы он мог справляться с различными трудностями и отвечать на новые требования, особую актуальность чему придавало постоянное расширение исламского государства. Ниже перечислены важнейшие свершения Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах:
1. Умар основал различные государственные учреждения (диваны). Так, например, им был основан военный диван, что примерно соответствовало современному министерству обороны, и диван хараджа5, функции которого были подобны функциям министерства финансов.
2. Он учредил общественную казну (байт аль-маль), назначил судей и писцов, ввёл летоисчисление по хиджре, в качестве основы для календаря исламского государства и организовал почтовую службу.
3. Умар проявлял заботу о своих подданных, свидетельством чему является то, что он проверял, в каких условиях жили мусульмане, и обходил по ночам улицы города.
4. Вместо того, чтобы разделить завоёванные земли между воинами, как это обычно делалось прежде, Умар оставил их в руках коренных жителей, которые должны были выплачивать только поземельный налог.
5. Умар разделил завоёванные земли на провинции и назначил управлять каждой из них наместника, получавшего из общей казны установленное содержание. Наместников он выбирал из числа тех, кто был известен своим благочестием и административными способностями, не обращая внимания на происхождение этих людей.
6. По его приказу, в завоёванных странах было основано несколько городов, например, Басра и Куфа в Ираке, Фустат в Египте и ряд других городов, каждый из которых должен был стать центром исламского государства в данном регионе.
ЗАВОЕВАНИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ УМАРА
Умар уделял большое внимание продолжению джихада, распространению ислама и осуществлению дальнейших шагов по завоеванию Ирана и Византии, начало которому было положено Абу Бакром, да будет доволен Аллах ими обоими.
Завоевание Ирана и Ирака. Убедившись в том, что мусульманские войска на территории Шама находятся в безопасности, Умар сосредоточил все свои усилия на завоевании Ирана и Ирака.
Он счёл это дело настолько важным, что хотел даже сам повести туда войска, однако на совете мусульман было решено, что он должен остаться и поручить возглавить войска кому-либо из виднейших сподвижников. Умар согласился с этим мнением и назначил командующим Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах.
Сражениепри Кадисии (15 г. х.) Са‘д бин Абу Ваккас двинулся на Ирак, который в те времена являлся частью Ирана, и показал пример правильного руководства и верной политики, осуществлявшейся на основе исламских принципов. Когда персы почувствовали приближающуюся опасность, их царь Йездигерд собрал хорошо обученную и снаряженную армию, численность которой историки определяют в 80 000 человек. Эту армию, с которой шли 33 боевых слона, возглавлял опытный полководец Рустам.
Когда два войска сошлись, Рустам потребовал от Са‘да, чтобы тот направил к нему умного и знающего человека, которому он мог бы задать несколько вопросов. Его интересовала причина удивительной перемены в арабах, которые всегда были покорны Ирану и удовлетворялись получением съестных припасов в случае голода или при совершении набегов. Са‘д направил к нему нескольких сподвижников, среди которых был и Риб‘и бин Амир, да будет доволен им Аллах. Риб‘и вошёл в украшенный расшитыми золотом подушками и шёлковыми покрывалами шатёр Рустама, где ему показали драгоценные яхонты и жемчуга. На голове Рустама была сияющая корона, а сам он восседал на золотом троне, Риб‘и же был одет в поношенную одежду, имел при себе только щит и меч и сидел верхом на маленькой лошади. Увидев все эти украшения и кичливость персов, Риб‘и решил выказать своё презрение по отношению к этому мнимому блеску и въехал в шатёр, не слезая с лошади, которая остановилась на краю ковра.
После этого Риб‘и спешился и твёрдой поступью направился в сторону персов, высоко подняв голову и не сняв оружия, доспехов и шлема. Они сказали ему: «Сними своё оружие!» − однако он с достоинством ответил: «Я пришёл к вам не по своей воле! Это вы позвали меня, и если вы оставите всё как есть, я останусь, а иначе − вернусь обратно». Рустам сказал: «Позвольте ему оставить оружие», после чего Риб‘и подошёл к нему, опираясь на своё копьё и ступая по подушкам, большинство из которых он порвал. Рустам спросил: «Что привело вас сюда?» Риб‘и ответил: «Аллах послал нас, чтобы мы привели тех, кого Он пожелает, от поклонения рабам к поклонению Аллаху, от нужды − к достатку, и от произвола разных религий − к справедливости ислама. Он послал нас к людям со Своей религией, чтобы мы призвали их к Нему, и мы отступимся от того, кто примет это, а с тем, кто откажется, мы станем сражаться, пока не будем приведены к обещанному Аллахом». Рустам спросил: «Что же обещал вам Аллах?» Риб‘и ответил: «Рай для тех, кто погибнет в бою с отказавшимися, и победу для тех, кто останется в живых».
После этого Рустам попросил отсрочку, но мусульмане отказались дать ему на размышление более трёх дней, по истечении которых армии сошлись в жестоком бою, который продолжался весь день, большую часть ночи и ещё два дня. Во время этого сражения много трудностей мусульманам доставили боевые слоны, которые пугали не привыкших к их виду арабских коней. Однако герои ислама выстояли и сражались, пока Аллах не помог им одержать победу. На четвёртый день боя Аллах послал сильный ветер, который разметал лагерь огнепоклонников, после чего они обратились в бегство, а их предводитель погиб. Всего же погибло 10 000 персов и около 2 500 мусульман.
Послав мусульманам победу в этом решающем бою, Аллах поддержал Свою религию и возвысил Своё слово, в результате чего мусульман стали бояться и арабы, и неарабы, руководство и справедливость ислама распространились, а неверия и многобожия стало меньше.
Завоевание Шама. Узнав о вступлении мусульманских войск на их землю, византийцы написали об этом Ираклию, который в то время находился в Иерусалиме. Ираклий сказал: «Я думаю, что вам следует заключить мир с мусульманами, ибо, клянусь Аллахом, если вы договоритесь с ними о том, чтобы вам осталась половина Шама вместе с Византией, это будет для вас лучше, чем потерпеть от них поражение и потерять весь Шам и половину Византии».
Такой совет разъярил представителей византийской знати, которые подумали, что ослабевший император решил отдать страну побеждающим захватчикам. Ираклий действительно проявил слабость, поскольку, испугавшись гнева собственной знати, он решил сразиться с мусульманами, хотя и был убеждён в неизбежности своего поражения. Собрав возмущённую знать, Ираклий направился в Химс, где собрал огромную и хорошо снаряжённую армию для сражения с мусульманами.
Битва при Ярмуке (15 г. х.) Увидев, что мусульмане одерживают победы, император Византии Ираклий собрал все свои силы, во главе которых поставил своего брата. Византийцы сосредоточились у реки Ярмук, одного из притоков Иордана, а на другом берегу заняла позиции мусульманская армия под командованием Абу ‘Убайды бин аль-Джарраха. Он поручил Халиду бин аль-Валиду построить войска, и тот построил их в прекрасный боевой порядок, который прежде был незнаком арабам.
Мусульманские конники храбро атаковали византийцев, благодаря чему им удалось отсечь византийскую кавалерию от пехоты. После гибели тысяч византийских всадников, византийская кавалерия бежала под ударами доблестной мусульманской конницы, а затем мусульмане обрушились на византийских пехотинцев, которые гибли в бою или тонули в реке. В битве при Ярмуке погибло более ста тысяч византийцев и около трёх тысяч мусульман.Завоевание Египта. В те времена Египет являлся одной из провинций Византии. Подобно византийцам, египтяне исповедовали христианство, однако византийцы плохо обращались со своим единоверцами. Так, например, египтян душили налогами, и дело дошло до того, что их стали заставлять выплачивать налоги на покойников, позволяя хоронить мёртвых только после уплаты установленного налога.
Во главе четырёхтысячного отряда, на Египет двинулся Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах. Он пересёк Синайскую пустыню, и в конце 18 г. х. появился у аль-Ариша, который был занят без боя, поскольку в нём не было византийского гарнизона. Затем он двинулся на аль-Фараму, которая была взята после полуторамесячной осады в начале 19 г. х. Во время этой осады, египтяне оказывали мусульманам помощь. Далее Амр, да будет доволен им Аллах, направился к Бильбайсу, которым он овладел после месяца непрерывных боёв.
Затем он осадил крепость Умм Дунайн, за которую разгорелось ожесточённое сражение. Византийцы укрылись за стенами одной из самых неприступных своих крепостей Бабайлун, которую мусульмане осаждали, пока Аллах не помог им одержать победу, а потом победы следовали одна за другой, и в конечном итоге Египет стал провинцией исламского государства.
КОНЧИНА ХАЛИФА ‘УМАРА БИН АЛЬ-ХАТТАБА, да будет доволен им Аллах
Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, погиб от рук Файруза, которого называли также Абу Лю’люа. Он был огнепоклонником и являлся рабом аль-Мугиры бин Шу‘бы. Файруз убил Умара кинжалом с двумя лезвиями, нанеся ему шесть ударов. Смертельной оказалась рана ниже пупка.
Файруз совершил покушение на Умара во время утренней молитвы 23-го зу-ль-хиджжа 23 г. х. Он нанёс свои удары в то время, когда Умар, да будет доволен им Аллах, произносил слова такбира, после чего выбежал из мечети и стал наносить своим кинжалом удары каждому встречному, в результате чего ранения получили 13 человек, более половины из которых скончались. Поняв, что его обязательно схватят, Абу Лю’люа заколол себя этим же кинжалом, а халифа перенесли домой.
Он прожил ещё три дня и скончался в среду за 4 дня до конца месяца зу-ль-хиджжа 23 г. х. Его сын Абдуллах бин Умар обмыл тело отца, завернул тело в саван и провёл заупокойную молитву, после чего Умар, да будет доволен им Аллах, был похоронен рядом с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах. Его правление продолжалось десять с половиной лет, и да воздаст ему Аллах благом.