Вопрос был адресован шейху Абдульазизу ибн Баазу: Между нами произошел спор на тему полагания на Аллаха. Должен ли включать в себя таваккуль причины или нет? Так как нам известны примеры некоторых предшественников, как например Марьям, которой давались летние фрукты зимой, а зимние — летом, и при этом она не совершала никаких причин для этого, но отдала себя полностью поклонению.
Ответ: Полагание на Аллаха включает в себя две вещи: Первое: упование на Аллаха и вера в то, что Он – Тот, кто создает причины, и что Его предопределение сбывается, что Он предопределяет события, перечислив и записав их, Свят Он и Велик.
Второе: Использование причин. Не является полаганием на Аллаха оставление причин, однако таваккуль включает в себя использование причин и упование на Аллаха. А тот, кто оставил их, противоречит шариату и разуму, так как Аллах приказал использовать причины, призывал к этому и повелел это Своему посланнику и создал Своих рабов на этом. Не разрешается верующему оставлять причины, иначе он не будет полагающимся на Аллаха в действительности, кроме как если он использует причины. Поэтому шариатом предписана женитьба для сохранения целомудрия, а интимная близость необходима для продолжения рода. И если кто-то скажет “я не женюсь, и у меня будут дети”, его сочтут сумасшедшим, и это противоречит здравому смыслу. Точно также, если кто-то сидит дома или в мечети в ожидании милостыни, это не будет соответствовать шариату и расцениваться как упование на Аллаха. Однако ему следует стремиться к приобретению ризка, работать, прилагать усилия по мере возможности к этому.
Что касается Марьям – да будет милостив к ней Аллах – она не оставляла причины, и тот, кто сказал так, — ошибся. В аяте говорится, что Аллах приказал ей: Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики. Ешь и пей… (Сура Марьям 25-26). Таким образом, это указание ей на причины, чтобы она потрясла пальму и воспользовалась причиной, а затем уже упали к ней финики. И нет в ее жизнеописании оставления причин. А появление пропитания у нее и суть того, что Аллах проявил к ней свою щедрость и дал ей что-то из ризка, не свидетельствует о том, что она оставила причины. Она занимается поклонением и использует причины. И если Аллах предоставил кому-то из своих приближенных верующих что-либо из Своих чудес, то это – из проявлений его милости и не указывает на оставление ими причин. Приводится от нашего пророкаﷺ, что он сказал: Стремись к тому, что принесет тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и не отчаивайся. Сказал Аллах: Тебе мы поклоняемся и к Тебе прибегаем за помощью (сура аль-Фатиха, 5). Он постановил Своим рабам поклоняться Ему и обращаться к Нему за помощью. И обе эти вещи – из причин счастья в этом мире и в следующем, о чем свидетельствуют многочисленные аяты.
Шейх Абдульазиз ибн Бааз