Движения в зикре (чахка зикр)
Ракс
На протяжении веков всегда были категории одобряющие или порицающие тасаввуф. Более того, среди самих последователей суфизма находились люди, не признающие те или иные практики различных тарикатов. Мы поговорим о теме, давшей пищу для многих споров, а именно о «хадаре» (الحضرة в общем, и о танцах и (определенных) движениях (руками и ногами) во время зикра в частности).
Среди ученых Ахлюсунна нет разногласия в вопросе дозволенности неосознанных движений (الرقص) в состоянии духовного экстаза - важда (الوجد). Мнения разошлись в дозволенности ракса вне состояния важда. Вокруг этой темы и будет построена данная статья. Но прежде чем начать, хочу привести известное правило среди ученых фикха:
[ الأشباه والنظائر للسيوطي (ص:158) ]. قال الإمام السيوطي رحمه الله تعالى: "لا ينكر المختلف فيه، وإنما ينكر المجمع عليه
Сказал имам ас-Суюты: «Не запрещается то, в чем ученые разошлись во мнениях, (некоторые разрешив, а другие, запретив). Порицать можно только то, в запретности чего все ученые единогласны». (аль-Ашбах ван-Назаир, стр. 158)
Простыми словами, вопрос, в котором нет единогласия ученых, не отвергаем и не порицаем. Например, вопрос омовения. У ханафитов омовение не нарушается при прикосновении к чужой женщине, у шафиитов же необходимо после этого его обновить. Это разногласие среди муджтахидов, у каждого из которых есть свой исчерпывающий довод, однако это разногласие не является причиной порицания ханафитами шафиитов или наоборот. Они говорят «у вас ваш довод, у нас - наш», и каждый прав.
Та же ситуация и с раксом (отметим, что слово ракс (الرقص) является суфийским термином (الاصطلاح) и переводить его как «пляски» или «танец» не правильно, потому что это противоречит тому понятию, которое вложено в данный термин, «ракс» - это совершение определенных движений во время хадары (чехка зикра) или же в состоянии экстаза). Проблема ракса всегда была причиной споров ученых, были и дозволяющие его, и запрещающие. Это говорит нам, что ракс подпадает под правило приведенное выше Имамом Суюты. А для тех, кто сомневается в этом, и предназначена сия статья.
Важд и таважуд
Для начала, определимся с терминами. Что такое важд (الوجد) и какие виды важда существуют? Исчерпывающее определение дал великий шейх Мухйиддин Ибн аль-Араби:
قال الشيخ الأكبر محي الدين بن عربي رحمه الله وقدس الله روحه في الفتوحات المكية (3/211):
(فإن قلت وما الوجد؟ قلنا ما يصادف القلب من الأحوال المغنية له عن شهوده
«И если ты спросишь, что такое «аль-важд», мы ответим «аль-важд» – это состояние захватывающее сердце и заменяющее созерцание». (Футухат аль-Маккиййа, 3/211)
Или же просто духовный экстаз, охватывающий суфия (совершающего зикр) в моменты особенной близости с Аллахом. Это состояния, при которых человек перестает осознавать реальность, не контролирует свое тело. Это может произойти как случайно, так и может быть вызвано определенными действиями. Об этом Шейх-уль-Акбар говорит в той же цитате, приведем ее полностью:
قال الشيخ الأكبر محي الدين بن عربي رحمه الله وقدس الله روحه في الفتوحات المكية (3/211):
(فإن قلت وما الوجد؟ قلنا ما يصادف القلب من الأحوال المغنية له عن شهوده وان تقدمه التواجد فإن قلت: وما التواجد؟ قلنا استدعاء الوجد وإظهار حالة الوجد من غير وجد لأنس يجده صاحبه..) اهـ
«И если ты спросишь, что такое «аль-важд», мы ответим «аль-важд» - это состояние захватывающее сердце и заменяющее созерцание, даже если ему предшествовал «таважуд». И если ты спросишь, что есть таважуд, мы ответим – это вызов важда и имитация состояния «важда» из-за своей любви и желания быть приближенным…».
Простыми словами, таважуд – это имитация важда из-за своей любви к Аллаху и желания быть приближенным. Важно понимать, что здесь имеется ввиду не действия ради показухи, а действия целью которых является достижение особенных состояний.
Об этом говорит имам аль-Газали в своей знаменитой книге «Возрождение наук о вере»:
"قال أبو حامد في كتاب السماع من "إحياء علوم الدين" في الوجد: اعلم أن الوجد ينقسم إلى: هاجم وإلى متكلف؛ ويسمى: التواجد، وهو تواجد التكلف. فمنه مذموم؛ وهو الذي يُقصد به الريا، وإظهار الأحوال الشريفة مع الإفلاس منها".
"[ومنه] ما هو محمود؛ وهو: التوصل إلى استدعاء أحوال واكتسابها واجتلابها بالحيلة، فإن للكسب مدخلا في جلب الأحوال السنية. ولذلك أمر e من لم يحضره البكاء في قراءة القرآن أن يتباكى ويتحازن"...
«Знай, что важд бывает двух видов: внезапный и вызванный, который так же называется «таважуд». Таваджуд порицаем, когда его целью является показуха (الريا) и явление благородных состояний с полным их отсутствием.
Таважуд восхваляем, когда он является средством достижения вызова этих состояний {1}, привлечением этих состояний определенным способом. И поэтому повелел Пророк (мир ему и благословение Аллаха) тем, кто не может плакать в чтении Корана - имитировать плач и грусть».
Примерно то же самое говорит Ибн аль-Каййим в книге «Мадаридж ас-Саликин» :
"وقد اختلف الناس في التواجد هل يسلم لصاحبه؟
على قولين:
فقالت طائفة لا يسلم لصاحبه لما فيه من التكلف وإظهار ما ليس عنده , وقوم قالوا يسلم للصادق الذي يرصد لوجدان المعاني الصحيحة كما قال النبي ابكوا فإن لم تبكوا فتباكوا والتحقيق أن صاحب التواجد إن تكلفه لحظ وشهوة ونفس لم يسلم له وإن تكلفه لاستجلاب حال أو مقام مع الله سلم له وهذا يعرف من حال المتواجد وشواهد صدقه وإخلاصه (مدارج السالكين ج3 ص413)
«В вопросе «дозволен ли таважуд для совершающего его? » ученые поделились на две группы:
Первая группа сказала - «нет, не дозволен, из-за искусственности и явления состояния, которое у человека отсутствует». Другие же сказали: «дозволен для правдивого человека, целью которого является обретение правильных состояний, как сказал Пророк: «Плачьте, а если не можете, имитируйте плачь». Истина же заключается в том, что если целью совершающего таважуд является наслаждение и удовлетворение своих страстей, он запретен для него. А если он совершил (искусственно) его для достижения особого состояния (хал), или особой близости с Аллахом, то его таважуд дозволен. Это можно определить из состояния мутаваджида, по его правдивости и искренности».
Так же приведем цитату из книги Имама Джурджани «ат-Та`рифат»:
التواجد: استدعاء الوجد تكلفا بضرب اختيار وليس لصاحبه كمال الوجد لأن باب التفاعل أكثره لإظهار صفة ليست موجودة كالتغافل والتجاهل
وقد أنكره قوم لما فيه من التكلف والتصنع وأجازه قوم لمن يقصد به تحصيل الوجد والأصل فيه قوله صلى الله عليه وآله وسلم – " إن لم تبكوا فتباكوا". أراد به التباكي ممن هو مستعد للبكاء لا تباكي الغافل اللاهي
«Таважуд – намеренный вызов состояния важда, вместе с отсутствием у действующего лица данного состояния. Потому что слова образованные по форме تفاعل чаще всего используются для выявления отсутствующего качества…{2} Порицаем некоторыми, из-за своей искусственности, и разрешен другими, когда целью является приобретение важда. Основой этому является хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Плачьте, а если не можете, имитируйте плач». Имеется ввиду, имитация плача, того кто готов для него, а не симуляция плача беспечного».
Из этих цитат мы можем сделать следующие выводы: первое, ученые признавали важд и таважуд (и разделяли их), и второе - этому есть основа в сунне, а именно хадис:
ابكوا فإن لم تبكوا فتباكوا
«Плачьте, а если не можете, имитируйте плачь» из-за страха перед Аллахом, если не можете заплакать, помогите себе войти в это состояние.
Из всего сказанного становится понятным, что активная хадара, а точнее ракс (на языке вайнахов «чехка зикр») во время хадары, и есть таважуд. Он может быть разным, в различных тарикатах имеются свои виды активной хадары, но все они сходятся в одном - люди совершают активное поминание посредством всего тела. Для тех, кому не хватает хадиса о плаче, приведенного выше, ученые дозволяющие осознанное движение, упоминают хадис об эфиопах, совершавших ракс в мечете Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Аиша (Ра) рассказывает: «В день праздника эфиопы совершали ракс в мечети и я наблюдала, положив свой подбородок на плечо Пророка (сас), до тех пор, пока мне самой не надоело (Муслим, 2063)». Имам Ан-Навави, трактуя этот хадис, сказал: «Эфиопы совершали ракс в мечети в день праздника. Некоторые ученые сказали, что они, играя, сражались на мечах, что очень напоминает танец" (Имам Ан-Навави. «Шарх сахих аль-муслим»).
В другом риваяте сказано, что они совершали ракс повторяя при этом «Мухаммад – праведный раб» (Ахмад, 3, 152. Ибн Хиббан 5870).
Однако, не все ученые признали его доводом для осознанного движения в зикре, полагая этот что хадис является разрешением только для непроизвольных движений, или дозволением для подобных игр в дни праздников, тем самым называя действия эфиопов военными играми, а не поклонением. В частности об это говорит дагестанский ученый Мухаммадрасул-хаджи в сносках к цитате о дозволенности движений во время зикра из книги шейха Абдул-Кадыра Исы «Истина суфизма»:
«Данный хадис не указывает на допустимость телодвижений и танцев при поминании Аллаха. Он лишь указывает на дозволенность незапрещенных игр и танцев в день праздника. Именно под таким заглавием имам Муслим в своем «Сахихе» приводит этот хадис. О том же говорит Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Каффу-р-руа», описывая эти танцы: «Это были игры с оружием, мотание и удары». Поэтому имам аль-Бухари привел данный хадис в книге «Джихад», в разделе «Игры с копьем». Какая же может быть связь между подобным играми и преднамеренным совмещением их с поминанием Аллаха?».
Мы согласимся с тем, что в этом хадисе есть указания на дозволенность подобных игр и действий в мечети Пророка (мире ему и благословение Аллаха), но в корне не согласны с утверждением, что это были только игры, танцы или подготовка к военным действиям. Лучше всего на такие заявления дал ответ шейх Абдул-Кабир аль-Каттани в своей книге «Нуджумуль-мухтадин»:
[رقص الحبشة كان عبادة وقربة لا لعبا]:
أحدها: أن هذا الأمر الذي ادُّعِى فيه أنه لعب غير صحيح، بل هو من الدين، لأن ذلك الفعل الذي كانوا يفعلونه ساداتنا الحبشة رضوان الله تعالى عليهم بحضرة النبي، وفي مسجده الكريم، وهو - وإن كان بحسب الظاهر لعبا - فهو عندهم عبادة كبيرة، وقربة عظيمة.
خصوصا وقد سبق عن "مسند" أحمد أنهم: كانوا يرقصون ويقولون: "محمد عبد صالح". فقال: "ما يقولون؟". فقالوا: "يقولون: محمد عبد صالح".
فإنه لا يعقل أن يكون ذلك محض لعب مع ذكرهم اسم النبي صلى الله تعالى عليه وسلم وعلى آله أثناء اللعب. إذ ذكرُ اسمه صلى الله تعالى عليه وسلم وعلى آله ينبغي أن يكون وقت الجد والتقرب لا وقت اللعب والهزل، فيتعين أن من سمى فعلهم المذكورَ لعبا فقد تَمَجَّز، وإلا؛ فلا يتصور منهم - رضي الله عنهم - اللعب مع جريان اسمه صلى الله تعالى عليه وسلم وعلى آله قطعا، وخصوصا في بيوت أذن الله أن تُرفع، وخصوصا في حضرته العظيمة…
«Ракс эфиопов был поклонением (ибада) и приближением, не игрой:
Первое, это утверждение что их ракс был игрой не верно, это было действием из Ислама, так как то, чем занимались эфиопы, да будет доволен ими Аллах, в присутствии Пророка в его благословенной мечети, даже если с виду и было игрой, для самих эфиопов являлось большим поклонением, и великим приближением.
В частности, уже был упомянут хадис из «Муснада» имама Ахмада, что они совершали ракс и говорили при этом «Мухаммад – праведный раб». Тогда Пророк спросил (мир ему и благословение Аллаха): «Что они говорят?» И ему ответили «они говорят Мухаммад – праведный раб».
И просто невозможно представить, что это было только игрой, вместе с упоминанием имени Пророка (мир и благословение ему и его семье от Аллаха). Упоминание его имени (мир и благословение Аллаха ему и его семье) - это радение и приближение к Аллаху, не игра и шутки. Тут становится понятным, что тот, кто назвал их действия игрой, говорил это в переносном смысле. В ином случае невозможно представить, что они (да будет доволен ими Аллах) придавались играм, при этом упоминая имя Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в общем, и в частности в доме Аллаха и в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха)…»
На той же странице Шейх продолжает:
ثم وجدتُ الإمامَ ابن حجر الهيتمي صرح في "فتاواه الفقهية" بقوله لما سئل عن الرقص، ما نصه: "ويجوز الرقص، بدليل فعل الحبشة في المسجد بين يدي رسول الله، ولم ينكر عليهم، وكان رقصُهم بالوثبات والوجد، وحصل لعمر وجد حتى غاب عن إدراكه".اهـ.
فقف على إثباته أن رقص الحبشة كان بِوَجْد، فثبت المدعى، فظهر أن ذلك الفعل من صحابة الحبشة كان عبادة، لأنه سعى في أمر يحبه الله، ولا شك أن من فعل شيئا يحبه الله وأتى أمرا يرضي الله يكون في عبادة، وإذا كان من الدين؛ فكيف تنزه المساجد الكريمة عنه؟.
«Потом я нашел фетву имама Ибн аль-Хаджар аль-Хайтами, в его книге «Аль-Фатава…», где он явно указывает на это, когда его спросили о раксе: «Ракс дозволен, и довод тому - действия эфиопов в мечети перед Пророком, а он не стал их порицать, и их ракс сопровождался прыжками и важдом, и даже Умар вошел в состояние важда, пока не потерял связь с реальностью».
Остановись же на его утверждении, что их ракс протекал вместе с важдом, и здесь становится явным, что это действие эфиопских сподвижников было ибадатом…». (конец слов шейха Каттани).
Простыми словами:
• если это был только танец или игра, то откуда важд, про который говорит Ибн Хаджар? Это раз, второе,
• они упоминали имя Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что само по себе автоматически переводит эти действия из разряда игр в поклонение, так как было бы странно, будь это просто игры. Подобное не соответствует адабу сахабов.
• И последнее, будь это просто игры или военная тренировка, то думаю, сахабы нашли бы место более подходящее для таких действий, чем мечеть Пророка (мир ему и благословение).
Скажем, что автор книги «Нуджумул-мухтадин» приводит этот хадис как доказательство именно осознанных движений во время зикра, в том же ключе упоминает его и автор «Истины суфизма» Абдул-Кадыр Иса. Т. е. ученые видели в нем довод для активной хадары (чахка зикр), что понятно. Ведь сподвижники из Эфиопии (да будет доволен ими Аллах) намеренно пришли в мечеть с деревянными мечами и совершали свой ракс по определенному, совместному способу, из хадиса становится понятным, что состояние важда пришло им именно в результате или же во время их действий.
С другой стороны, были и есть ученые отрицающие дозволенность ракса.
Не секрет, во все времена были люди, приписывавшие себя к суфиям, но не имевшие к ним никакого отношения, совершавшие то чего не практиковали истинные шейхи того времени. И именно их действия (такие как смешение мужчин и женщин во время зикра, разного рода запрещенные инструменты, пустые песнопения, слушание безбородых мальчиков, простые пляски, придуманные ими взамен упускаемых ими молитв, (как сунны, так и обязательных), целью которых (этих плясок) являлось только приятное времяпровождение, удовлетворение своих страстей или же лицемерная показуха), запрещали ученые. Именно этот ракс и был порицаем большинством ученых. Например, слова Имама Куртуби:
Сказал Имам Абу Абдиллях аль-Куртуби аль-Малики (600-671 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в толковании аята 35, суры «Аль-Анфаль»:
وَمَا كَانَ صَلاتُهُمْ عِنْدَ الْبَيْتِ إِلَّا مُكَاءً وَتَصْدِيَةً فَذُوقُوا الْعَذَابَ بِمَا كُنْتُمْ تَكْفُرُونَ
فَفِيهِ رَدّ عَلَى الْجُهَّال مِنْ الصُّوفِيَّة الَّذِينَ يَرْقُصُونَ وَيُصَفِّقُونَ وَيُصْعَقُونَ . وَذَلِكَ كُلّه مُنْكَر يَتَنَزَّه عَنْ مِثْله الْعُقَلَاء , وَيَتَشَبَّه فَاعِله بِالْمُشْرِكِينَ فِيمَا كَانُوا يَفْعَلُونَهُ عِنْدَ الْبَيْت
Аят: «Их молитва возле мечети была всего лишь свистом и хлопаньем в ладоши. Вкусите же мучения за то, что вы были неверующими».
«…и в этом опровержение невежд из суфиев, которые танцуют, хлопают в руки, кричат. И все это запретно, очищаются от подобного здравомыслящие, и уподобляются совершающие это язычникам в том, что они делали рядом с Домом».
Здесь Имам довольно-таки четко указал на «невежд из суфиев»{3} , т.е. самозванцев, что именно их действия запретны и порицаемы. Из чего можно сделать вывод: если источником ракса стал признанный шейх, аутентичность которого доказана, прямо говоря - валия, то никто не имеет права порицать его. В пользу этого говорят слова имама Ибн аль-Хаджара приведенные в книге «Аль-машрау ар-рави фи аль-манакиби али баалави» «المشرع الروي في مناقب آل باعلوي» шейха Абдуллаха бин Мухаммада бин Абдуррахмана аль-Баалави на странице 182, где говорится что Ибн аль-Хаджар посетил собрание «самаа» и повелел посещать подобные ему собрания, где он хлопал и за ним хлопали все присутствующие, а когда он вышел ему сказали: «Как ты можешь совершать это, когда сам же порицаешь подобные действия?» На что шейх ответил: «Я увидел - все сущее хлопало, и я хлопал вместе с ним! Для людей, подобных этим подобное дозволено».
Уместными здесь будут слова шейха Абдул-Гани бин Исамаил ан-Наблуси ад-Димашки в его книге «Идах аль-Далялят фи симаи аль-Алялят» на странице 22:
ما ذكره الفقهاء من الكلام في المتصوفة وتقبيح أفعالهم؛ فمرادهم: أهل الفساد منهم لا مطلقا، بدليل القرائن الواقعة في عباراتهم عند الرد عليهم.(إيضاح الدلالات في سماع الآلات)
«То, о чем говорят факыхи о суфиях (т.е. отрицательные отзывы), и порицание их действий, сказано по отношению порочных людей, эти слова не абсолютны (т.е. эти слова относятся не ко всем суфиям). И доказательство сему - явные указания на это в их выражениях».
На странице 25 он продолжает:
واعلم أن كلام الفقهاء في كتبهم دائما في حق الأمور الفاسدة والمقاصد السيئة، من غير أن يحكموا بها على أحد بعينه أو طائفة بأعيانهم، ليحترِز المؤمن ويتوقى مواضع الشرور. فلا تفهم الفقه كما فهمه فقهاء العوام في زماننا هذا، وجعلوه نصوصا في غير مواضعه، فإن التحذيرات لا يلزم وقوعُها مطلقا. ولا تظن في الفقهاء المتقدمين والمتأخرين الكاملين أهل العلم والعمل رضي الله عنهم أنهم يسيئون الظنون بأحد معيَّن من أمة محمد
«Знай, что (отрицательные) решения ученых (о суфиях и их действиях) в их книгах всегда относятся к грязным делам и порочным намерениям, (без того, чтобы осуждать кого-либо конкретно, или какую-то отдельную группу), дабы оградить верующего от зла. Фикх не должен пониматься так, как его понимают современные факыхи (авам, то есть «недоучки»), они сделали его доводом в несоответствующих местах (т.е. приводят слова ученых вне их законной сферы). Поистине, не обязательно случаться всем тем оговоренным учеными вещам…»{4} .
Слова ученых, порицающие те или иные действия, например ракс, имеют свою границу, они относительны. И применять их ко всем тарикатам и людям крайне неверно. Это то же самое правило, которое ученые применяют к хадису о нововведениях, где, как известно, сказано, что все нововведения есть заблуждение. Однако данный хадис не исключает благие нововведения, т.е. ученые сделали разбор (تفصيل ) данного хадиса, где сказали: нововведения бывают нескольких видов и т.п., об этом и говорит автор приведенный выше статьи. Этот тафсыль (разбор) необходим и в вопросах таважуда. Из слов ученых становится предельно ясным, что в этом деле важны две вещи:
• первое - это намерение,
• второе – от кого исходит повеление совершать данный таважуд. В этом свете становятся понятными фетвы таких ученых как, например, имама ас-Суюты, или шейха Шихабуддина аль-Хусайни аль-Алуси, которые на первый взгляд могут показаться отрицающими любой таважуд.
С другой стороны, шейхи могли отрицать ракс, или же иные проявления зикра джахри. И основой тому служил их личный духовный опыт (в пользу данного утверждения говорит и то, что большинство противников джахра из ученых были последователями зикра хафи – тихого зикра). Этот момент прекрасно описал шейх Кунта-Хаджи (къаддасаллаху сирраху):
Устаз сказал:
«Есть три категории людей, которые порицают различные виды зикра. Две из них на истине, а третья – в заблуждении.
Первый человек - это тот, который очистил зеркало своего сердца, и которому Аллах через зикр хафи (тихий зикр) ниспослал на средце нур, и который достиг цели через тарикат Накъшбандия, и Аллах одаряет его наградами, и Аллах не приказал ему возвышать голос при совершении зикра. Он скрытно поминает Аллаха, и громкое поминание ему кажется не красивей, чем крик осла. И он порицает тех, кто громко поминает (а самому ему стыдно поминать громко Аллаха). И он на истине. (И у него есть оправдание в его порицании, так как Аллах указал ему путь зикра хафи, и он достиг цели, и увидел, что его путь истина, и ему не понятен другой путь).
Второй человек – это тот, кто достиг степени близости Аллаха посредством Кадирийского тариката, либо другого тариката использующего зикр джахри. Он также на пути баракята и милости, и ему приказано обнаруживать (гучудаккха) зикр громким голосом, и он поминает Аллаха громко (и даже может кричать). И бывает, что он порицает людей тихого зикра, и говорит: «Если бы в сердце этого человека ниспустились бы вкус и сладость ма1рифата Аллаха, то он бы и кричал, и смеялся бы (то есть это имело бы сильные внешние проявления). И у него так же есть оправдание в его порицании ( так как Аллах указал для него этот путь). И он тоже на истине.
Третий – тот, кто свое сердце не очистил зикром, и не достиг Аллаха ни накъшбандийским, ни кадирийским ( или другим близким ему) тарикатом, и не достиг степени истины, и он порицает людей громкого и тихого зикра. И пусть Аллах убережет нас от таких людей. И это заблудший, и он вводит людей в заблуждеие. И нет у него доли в истине". (конец слов Устаза (кс)). (Сборник «Джавабуль саирин ва хьуджатуль муридин» стр. 11-12)
Похожие слова произнес шейх Хасан Хильми (к.р.) в своей книге "Талхис аль-маариф":
«Знай, о мой сын, что каждый метод Богопознания (тарикат) имеет отличия в достижении искомого, так же как и у каждого шейха – особая цель(метод). Из числа шейхов, не одобрявших коллективные радения (сама‘), ракс и совершение непроизвольных движений при исполнении зикра (идтираб), был имам Баха’ ад_дин ан_Накшбанди, да будет доволен им Аллах! Он говорил, куддиса сирруху (да очистит Аллах «зеркало» его сердца (сирр)): «Мы не исполняем эти действия, ибо их совершение вступает в противоречие с тарикатом, которого мы придерживаемся. Но мы в то же время не отвергаем их полностью, потому что другие шейхи применяют их. Кто стремится достичь особой цели посредством этого истинного тариката, [то есть, метода Накшбандийя], тот должен избегать исполнения этих действий [сама‘, ракс]». Есть среди шейхов и те, которые одобряют исполнение сама‘ и таваджжуд (впадения в транс в ходе радений и ракс), и видят своей особой задачей получение воздействия путем этих действий в своих братствах и произносят слова зикров в стихотворной форме, обладающие силой воздействия на слушателей».
Из этой цитаты можно сделать несколько выводов:
1) шейх Хасан (кс) признавал практики других тарикатов,
2) имам Накшбанди признавал практики других тарикатов,
3) уже во время имама Накшбанди таваджуд имел место,
4) если действия исходит от наставника, то оно не отвергаемо.
В этой цитате можно выделить еще один интересный момент, это то, что шейх Хасан (кс) провел черту между раксом и непроизвольными движениями , т.е. не включил непроизвольные движения в ракс.
Из всего вышесказанного можно вывести правило: «То, что исходит от истинного шейха не отвергаемо». Так как Шах Накшбанд несомненно, когда говорит о других шейхах, применяющих ракс, имеет виду истинных шейхов, и поэтому он говорит, что не отвергает их полностью. Если бы это были муташейхи, он отвергал бы их действия. Т.е. если мы видим неизвестную ранее практику зикра, то в первую очередь смотрим откуда появился этот зикр, и если человек практикующий такой вид зикра является истинным муршидом, тогда остаётся сказать «слушаемся и повинуемся», потому что, никто не имеет право отвергать то что принёс истинный устаз. Ведь Аллах сказал: ( من عادى لي وليا فقد آذنته بالحرب ): «Тому кто восстал против МОЕГО Валия, Я объявляю войну». И только после этого смотрим, действуют ли муриды по указанию этого шейха. Здесь будут уместными слова имама ан-Навави, приведенные в книге шейха Абу аль-Мавахиб ат-Туниси аль-Малики (Мухаммад Шазили) «Фарах аль-Асмаа бирухас ас-Самаа» «فرح الأسماع برخص السماع» в главе «Ракс»:
وقال الإمام النووي - في المنهاج -: ويباح رقص ما لم يكن بتكسر وتثن كهيئة مخنث. والأمر فيه مختلف باختلاف الأشخاص والأحوال والأماكن، وذهبت طائفة إلى التفرقة بين أرباب الأحوال وغيرهم، فيجوز لأرباب الأحوال ويكره لغيرهم. وهذا القول هو المرتضى وعليه أكثر الفقهاء المسوغين لسماع الغناء وهو مذهب السادة الصوفية رضي الله عنهم أجمعين وبعض المتصوفة يفرق بين أن يشير به شيخ أم لا. فإن أشار به شيخ اعتمد. وإلا فلا.
«Сказал имам ан-Навави в своей книге «Минхадж»: «Ракс, в котором нет жеманности и женственности, дозволяем. Данный вопрос неоднозначен, и различен по отношению к разным людям, состояниям, местам. Группа ученых разделили дозволенность ракса между обладателями особенных состояний (шейхами) и всех остальных. Он дозволен обладателям состояний (ارباب الاحوال), не желателен для остальных. И это наилучшее из мнений, его придерживаются большинство ученых дозволяющие слушание касыд (назмаш), это мазхаб суфиев, да будет доволен всеми ими Аллах. Некоторые суфии в разрешенности вопроса (ракса) указывают на то - что "призывал ли шейх к совершению этого действия или нет. Если призывал, то действуют согласно повелению, если нет – то нет"».
Из данного текста шейх Абудул-Кабир Каттани, в своей книге «Нуджума аль-мухтадин», сделал следующие выводы:
فقف على تفصيل النووي وجزمِه بأن الأمر فيه يختلف باختلاف الأشخاص والأحوال، ونصرة جوازه بالنسبة لأصحاب الأحوال، ولم يشترط غلبة الحال عليهم، إنما اشترط كونهم من أهل الأحوال. ثم نقلِه أنه يجوز إن أمر به شيخ...وهو نص جليل من إمام عظيم!.
«Остановись же на разборе имама ан-Навави, и его твердом мнении о неоднозначности данного вопроса и относительности по отношении к разным людям и состояниям, так же обрати внимание на то, что условием дозволенности ракса, он (Имам Навави) сделал факт принадлежности к обладателям состояний, а не факт впадения в экстаз. Далее он разрешил совершать его, если на то есть указание шейха… И это славный текст от великого имама!»
Мы в плотную подошли к теме ставшей причиной написания данной статьи – это нападки некоторых людей на хадару тариката шейха Кунта-Хаджи (кс).
продолжение в следующей части.
Мурад Халил