По милости Аллаха в наши дни всё больше людей принимают Ислам, увеличивая численность мусульманской уммы. Однако, к сожалению, родственники, друзья и соседи наших единоверцев зачастую остаются жить в неверии, что, помимо естественных переживаний, вызывает многочисленные вопросы. Одним из них является вопрос о том, можно ли обращаться к Аллаху с мольбами за неверующих. Существует опасность впасть в этом вопросе в две крайности: либо полностью считать запретным обращение с мольбой за неверующих, либо считать это дозволенным при любых обстоятельствах. Истина же, если беспристрастно изучить этот вопрос на основе шариатских доводов, лежит посередине. В данной статье кратко разбираются ситуации, когда запрещено и когда дозволено обращаться с мольбами за неверующего человека.
I. Ситуации, когда обращаться с мольбами за неверующего строго запрещено по Шариату (харам):
1. Нельзя обращаться с мольбами за неверующего после его смерти. Обычно это мольбы о милости и прощении для него. Шариатский довод содержится в Словах Всевышнего: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» (сура 9, «Покаяние», аят 113). В пречистой Сунне содержатся сведения об обстоятельствах ниспослания данного аята. Са’ид ибн аль-Мусаййиб передал, что его отец [аль-Мусаййиб ибн Хазн] сказал: «Когда Абу Талиб был при смерти, к нему пришёл посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и увидел, что у него уже находятся Абу Джахль ибн Хишам и ‘Абдуллах ибн Абу Умайя ибн аль-Мугира. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал Абу Талибу: «О дядя, произнеси слова » Ля иляха илля-Ллах» («Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха»), и тогда я [смогу] свидетельствовать за тебя пред Аллахом!» [Услышав это], Абу Джахль и ‘Абдуллах ибн Умайя [в один голос] воскликнули: «О Абу Талиб! Неужели ты отступишься от религии ‘Абд-аль-Мутталиба?» После этого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, снова и снова предлагал ему [произнести] эти слова, продолжая повторять их, [а они говорили своё], пока Абу Талиб не сказал им своё последнее слово, [подтвердив, что] он не отступится от религии ‘Абд-аль-Мутталиба, и отказавшись произнести слова «Ля иляха илля-Ллах». Тогда посланник Аллаха сказал: «Что касается меня, то клянусь Аллахом, я обязательно стану просить для тебя прощения, пока мне не будет запрещено делать это!» — после чего Всемогущий и Великий Аллах ниспослал [аят, в котором говорится]: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» (сура 9, «Покаяние», аят 113) (Сахих Муслима). Всевышний Аллах также запретил пророку, мир ему и благословение Аллаха, просить прощение за свою мать, которая умерла многобожницей. Абу Хурайра передал: «Придя на могилу своей матери, пророк, мир ему и благословение Аллаха, заплакал, что заставило плакать всех, кто находился вокруг него, а потом он сказал: «Я попросил у своего Господа позволения молить о прощении для неё, но Он не позволил мне [делать это]; тогда я попросил у Него позволения приходить к ней на могилу, и Он позволил мне [делать это], так приходите же на могилы, ибо, поистине, они станут напоминать вам о смерти»» (Сахих Муслима).
Как сказали учёные, мудрость этого запрета заключается в том, что нет смысла просить прощения за того, кто заслужил вечное наказание в Аду.
2. Нельзя обращаться с мольбами за живого неверующего, который является врагом мусульман. Более того, даже если человек является мусульманином, однако несправедливым и тираном, то некоторые праведные предшественники порицали мольбу о продлении жизни такого человека! Хасан аль-Басри, Суфьян ас-Саури и Юнус ибн Асбат говорили: «Кто обратился к Аллаху с мольбой о сохранении несправедливого, тот желает, чтобы ослушались Аллаха!» (“Шу’аб аль-иман” аль-Байхаки).
3. Нельзя обращаться с мольбами за живого неверующего относительно того, что касается последней жизни. Например, взывать к Аллаху с просьбой простить грехи неверующего, защитить его от Ада, ввести его в Рай и т.д.
II. Ситуации, когда обращаться с мольбами за неверующего дозволено по Шариату:
1. Дозволено обращаться с мольбами о наставлении неверующего на прямой путь. Среди доводов можно привести хадис, который передал Абу Муса аль-Ашари: «Иудеи притворялись, что чихают в присутствии пророка, мир ему и благословение Аллаха, надеясь, что он скажет им: «Да помилует вас Аллах», но он говорил: «Да наставит вас Аллах и исправит ваши дела» («Сунан» ат-Тирмизи и Абу Дауда). Кроме того, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, подвергался жестоким преследованиям язычников и его выгнали из Мекки, он сказал: «О, Аллах! Прости мой народ, ведь они не ведают, что творят» («Сахих» аль-Бухари и Муслима). Как указывают учёные смысл этих слов состоит в следующем: «О Аллах, наставь их на Ислам, посредством которого они обретут прощение, ведь грех неверия не может быть прощен».
2. Дозволено обращаться с мольбами об исцелении неверующего. Это дозволено делать в определенных целях, например, в надежде на то, что неверующий примет Ислам, или смягчится его сердце, или он продолжит оказывать пользу мусульманам и т.п. Шариатский довод содержится в одобрении пророком, мир ему и благословение Аллаха, действия сподвижника, который прочитал шариатское заклинание над вождем племени, которого ужалил скорпион. Мольба об исцелении, как известно, является одним из видов шариатских заклинаний. Абу Са’ид аль-Худри сказал: «Несколько сподвижников пророка, мир ему и благословение Аллаха, отправились в путь и достигли стоянки одного из арабских племен (Ибн аль Кайим в «аль -Мадаридж» пояснил, что эти люди были неверующими). Они попросили их оказать гостеприимство, однако те отказали, а через некоторое время вождя этого племени что-то ужалило. Люди стали стараться помочь ему, чем могли, но всё было напрасно. Тогда один из них сказал: “Обратились бы вы к тем людям, которые остановились рядом с нами, может быть что-то найдётся у них”. Они пришли к сподвижникам и сказали: “О люди, наш вождь был ужален, и мы сделали все, что в наших силах, но ничего не помогло. Может у вас найдётся что-нибудь?” Один из сподвижников сказал: “Да, клянусь Аллахом, я мог бы прочитать заклинание. Но, клянусь Аллахом, мы попросили вас оказать нам гостеприимство, а вы отказали, и поэтому я не стану читать для вас заклинание, пока вы не заплатите нам что-нибудь”, и они сошлись с ними на том, что те дадут им за это стадо овец. После этого он стал читать над ним: “Хвала Аллаху, Господу миров…” (т.е. суру «аль-Фатиха»), слегка поплёвывая на него, а через некоторое время вождь как будто бы освободился от пут и стал ходить, избавившись от недомогания. Он велел отдать им то, насчет чего они договорились с ними, а потом один из сподвижников сказал: “Поделите их”, но тот, кто читал заговор, возразил: “Не делайте этого, пока мы не вернёмся к пророку, мир ему и благословение Аллаха, не расскажем ему обо всём, и не посмотрим, что он велит нам”. Вернувшись, они рассказали посланнику Аллаха, , мир ему и благословение Аллаха, обо всём, и он спросил: “Как ты узнал, что ее можно читать в качестве заклинания?”, а затем сказал: “Вы всё сделали правильно. Поделите то, что вам досталось, и выделите одну долю мне”, и рассмеялся, мир ему и благословение Аллаха». («Сахих» ал-Бухари и Муслима). Хафиз Ибн Хаджар и имам Ибн Муфлих говорили, что нет никаких проблем в мольбе за неверного об исцелении (См. “Фатх аль-Бари” 10/604 и “аль-Адаб аш-Шар’ийя” 1/368).
3. Дозволено обращаться с мольбами о даровании неверующему мирских благ. В качестве основного довода на это знатоки религии приводят достоверное сообщение о поступке сподвижника пророка, мир ему и благословение Аллаха, Укбы ибн Амира аль-Джухани. «Как-то раз Укба ибн Амир аль-Джухани прошёл мимо одного человека, который внешним видом был похож на мусульманина. Тот поприветствовал его словами «Ас-салям алейкум», и Укба ответил: «Уа алейка уа рахмату-Ллахи уа баракатух» («И тебе тоже, а также милость Аллаха и Его благодать»). Мальчик, находившийся рядом с Укбой, сказал: «Тот человек — христианин». Тогда Укба встал и тут же последовал за тем мужчиной. Догнав его, Укба сказал: «Что касается милости Аллаха и Его благодати, то они — для верующих! Что же касается тебя, то пусть Аллах продлит твою жизнь, дарует тебе побольше имущества и многочисленное потомство!» («Аль-Адаб аль-Муфрад» аль-Бухари). В комментарии к этому преданию шейх аль-Албани сказал: «В данном сообщении содержится указание от этого благочестивого сподвижника на дозволенность мольбы о продлении жизни, даже в отношении неверующего. Что касается мусульманина, то это дозволено тем более. Однако необходимо, чтобы тот, кто обращается с мольбой, точно знал, что этот самый неверующий не является врагом мусульман!” (“Сахих аль-Адаб аль-муфрад”).