В периоды тяжких кризисов люди обычно впадают в уныние, чувствуют себя в растерянности; паника, нервозность, стрессы становятся обычным явлением, особо эмоциональные личности склоняются к суициду. Коллапс экономики сопровождается пиком эпидемии самоубийств, тяжелых инфарктов и инсультов. Все это, конечно, результат наущений сатаны, люди расплачиваются за свои ошибочные мировоззрения, за отказ от правильного и надёжного руководства. Панические настроения овладевают даже мусульманами со слабой верой. Отсутствие знаний, забывчивость, пренебрежение заповедями Всевышнего Творца приводит к печальным последствиям. Милостивый же Создатель не оставляет человека в беде, периоды суровых испытаний заканчиваются облегчением. В суре «Аль-Инширах» Всевышний Аллах сообщает об этом (смысл): «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» (94:5-6).
В своём верном руководстве Создатель ясно даёт нам понять, что удел и пропитание человека и всех живых существ зависит только от Аллаха и больше ни от кого. В ряде аятов Священного Корана Всевышний напоминает людям об этом, напутствует их и увещевает (смысл): «О, люди! Помните о благодеянии Аллаха вам! Есть ли какой-нибудь творец, кроме Аллаха, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Него! До чего вы отвращены (от признания Его единственным богом и поклонения Ему)!» (35:3). «Кто может наделить вас уделом, если Он перестанет наделять вас Своим уделом? Но они продолжают ослушаться и убегать». (67:21). Это великий призыв к таухиду, ибо только Всемогущий Благодетель заслуживает того, чтобы Ему поклонялись. Человеку следует более внимательно прислушиваться к этому призыву, стараться вникнуть в суть слов Всевышнего, предостеречь себя от любых проявлений ширка (многобожия), так как Ар-Раззак (Дающий блага и пропитание), Аль-Басит (Дающий средства к существованию и продлевающий жизнь), Аль-Кавий (Всесильный), Аль-Кайюм (Дающий существование всему созданному), Ад-Дарр (Лишающий Своих благ тех, кого пожелает) может и увеличить пропитание и лишить его, подвергать испытанию потомка Адама в этом мире и сурово наказать в будущей жизни.
Экономический кризис, в преддверии которого находится наше общество и который обещает быть долгим и тяжким — это событие, сотворённое по Его знанию и по Его Воле — одновременно и испытание, и наказание. В сердцах тех, кто забыл об этом, зарождаются тяжелейшие переживания, сатана склоняет их к мошенничеству, к наживе имущества преступным путём, сеет в человеческих душах смуту: бунты, забастовки, требования к правителям, насильственные перевороты становятся обыденными явлениями. Результатом же всех этих социальных катаклизмов и потрясений является ещё большее ухудшение экономического положения, а свергаемую власть, как правило, завоёвывают наихудшие представители бунтующего народа. Общеизвестно: революцию делают романтики, а её плодами пользуются проходимцы.
Целью же истинно верующего является довольство Всевышнего Аллаха, и он понимает, что истинно Дарующий – Аллах, а творения – лишь причины (асбаб), посредники. И потому ищет путей достижения дозволенного имущества, руководствуясь назиданиями Творца, твёрдо веруя в Его обещания, ибо: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (11:6).
Единобожие наполняет сердце человека спокойствием, в особо тяжкие периоды жизни он получает облегчение поминанием Аллаха, с мольбами и просьбами обращается только к Нему. Этому нас учат и аяты Корана, и Сунна Пророка (мир ему и благословение). Передают со слов Ибн Мас'уда, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Никогда не избавиться от нужды тому, кто, испытывая её, станет обращаться за помощью к людям, тому же, кто обратится к Аллаху, Он рано или поздно пошлёт (его) удел» (Абу Дауд и ат-Тирмизи). То есть нужно понимать, что уделом наделяет Аллах, и помощь в добывании пропитания или в делах только от Всевышнего, а люди и всё другое лишь то, посредством чего Своему рабу Аллах помогает.
Очень важный метод достижения душевного равновесия и спокойствия раскрывает нам следующий хадис. Со слов Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, чьим основным намерением является мир этот, того дела Аллах разделит и поместит его нищету прямо меж его глаз, и он не получит из мирского ничего, кроме того, что предписано ему. А тот, чьим намерением был мир иной, того дела Аллах соберёт воедино, сделает его богатство в его сердце и придёт к нему мир этот сам, против своей воли».
Целью истинно верующего является не комфортная сытая жизнь, материальные богатства для него это только средства для жизни, дающие возможность быть свободным от нужды в творениях, поэтому он ищет дозволенные пути достижения материальных благ, ни на минуту не забывая, что дающий удел — это Всевышний Аллах. Не нужно бояться бед, которые падают на наши головы, а надо страшиться того, кто их посылает. Боязнь перед мирскими трудностями, перед нищетой становится источником душевных мук, непрекращающегося стресса, тяжелой депрессии, человека начинает преследовать неудача за неудачей, а богобоязненность же ведёт человека к успеху, причём к успеху одновременно в этом мире и в ином мире. Это тоже великое обещание Всевышнего Творца, а мы знаем, что обещал Создатель, то непременно сбудется. Аллах говорит (смысл): «Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и посылает удел оттуда, откуда он даже не предполагает... Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (сура 65 «ат-Талак», аят 2-4). Богобоязненность (таква) даёт прекрасные плоды, у сердец наполненных таухидом, самые искренние намерения, они боятся ослушаться Всевышнего, соблюдают права Всевышнего Аллаха и права Его творений. Страх перед сотворённым ведёт человека к ширку (многобожию), а ширк же делает напрасными все усилия, предпринятые потомком Адама (мир ему), подвергая его к нескончаемым душевным мукам. Даже изобилие имущества или непревзойдённое здоровье не спасают от постоянных тяжёлых переживаний, это гарантированный убыток в ином мире. Потому мусульманину очень важно научиться управлять своими чувствами, страхи направлять в нужное русло, увеличивать в сердце богобоязненность. Таухид и таква — единственные ключи к благому успеху, причём успеху гарантированному. Очень важная составляющая часть этого успеха — при соблюдении всех требовании Создателя — блага этого мира приходят без особых усилий, ибо «...Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает» (2:212).
Очень метко и точно сказал по этому поводу имам Аль-Газали: «Бедный потомок Адама! Если бы он боялся Ада так же, как он боится бедности, он спасся бы от них обоих! Если бы он стремился к Раю так же, как он стремится к богатству, он приобрел бы их обоих. Если бы он в сердце боялся Аллаха так же, как он опасается людей в своём поведении, он был бы счастлив и в этом мире, и в последней жизни».