Помощь людям и уважение к ним.

Назад

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Аллах укрепит на мосту Сират ноги того, кто помогает людям». Еще Пророк (мир ему и благословение) отмечал: «Всевышний Аллах помогает Своему рабу, пока тот помогает своему брату по вере». Творец наделил человека авторитетом и возвысил над другими созданиями, чтобы он установил справедливый порядок на земле.

Али аль-Хаввас (да будет свята его душа) сказал: «Когда приходит время забрать у рабов дарованные им блага, Аллах ниспосылает на землю ангелов, чтобы испытать людей. Ангелы приходят к порогу человека, известного в народе своей щедростью и гостеприимством, и начинают упорно просить его. Когда он исполняет их просьбу раз, они просят ещё и ещё, пока человек не разозлится и не проявит плохие качества своего характера. Когда же человек поступит так, ангелы взывают к Аллаху, и Он лишает благ этого человека».

Это подтверждают следующие изречения Пророка (мир ему и благословение): «У Всевышнего Аллаха есть блага, которые Он дарует своим рабам до тех пор, пока им не надоест помогать людям. Когда же им это надоедает, Аллах передает эти блага другим рабам»; «О Аиша, проявляй уважение к дарованным тебе благам Аллаха, ибо если они покинут обитателей одного дома, то редко к ним возвращаются».

 

Достоинство помощи людям. 

Знайте, о мусульмане, проявляя уважение к верующим, вы возвеличиваете Всевышнего Аллаха. Благодаря уважению уверовавший достигает степени истинной богобоязненности (таква).

Праведник Маруф аль-Курхи (да будет свята его душа) рассказывал, что один из друзей Давуда ат-Таи (да будет свята его душа) сказал ему: «Остерегайся оставлять благие деяния, ибо они приближают тебя к довольству твоего Господа». А когда он спросил, что это за деяния, в ответ услышал: «Постоянное повиновение Господу, услужение мусульманам и их наставление. Самый ничтожный человек – это бедняк, который унижается перед состоятельным человеком из-за его богатства и соглашается с его несправедливостью. А самый величественный – это богатый человек, который старается угодить бедным и сохраняет уважение к ним».

Праведные предшественники спешили помочь братьям по вере и облегчить трудности бедных людей. Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) сказал: «Я спросил у своего господина Али аль-Хавваса (да будет свята его душа) о причине падения нравственности некоторых людей нашего времени, и он ответил: «Причиной этому является оставление ими того, что приводило их к дружбе и любви: взаимные благодеяния, подарки, добровольные пожертвования и другие добрые дела».

В хадисе сказано: «Сердца по своей природе созданы любящими тех, кто делает им добро».

Али аль-Хаввас (да будет свята его душа) также сказал, что отец поведал ему: «Не помню, чтобы я покупал муслин, сукно, рубашку, обувь, мыло, пшеницу, ячмень, сахар, мёд, жертвенное животное, сладости, шелковый платок для жены, кожаные носки, брюки или что-либо другое, в чём нуждается живой человек. Это всё и другое нам дарили друзья». Из этого следует, что пока люди помогают и делают добро друг другу, их сердца объединены любовью и беды им не грозят. Бедствия и горести зависают между небом и землёй, до тех пор, пока между людьми не возникнут раздоры. Вот когда сердца людей разлучаются, и тогда бедствия нисходят на них.

Остерегайся, о брат мой, порицать мюридов даже мысленно. Если они скажут тебе: «Не пребывай с нами, если не будешь делать нам добро и жертвовать свое имущество», то знай, они это говорят, чтобы испытать тебя, а не из-за любви к мирскому. Тем самым они хотят проверить, что ты любишь их больше, чем своё имущество. Кстати, многие торговцы и состоятельные люди заявляют наставникам: «Клянемся Аллахом, что ты нам дороже всего нашего имущества и семей!». А когда у них просят один динар, им становится жалко. Как же тяжело таким людям делать пожертвования, тем более для нуждающихся!

Знайте, о мусульмане, помощь в заключении брака (никях) тому, кто стеснен в средствах, ценнее, чем освобождение рабов и участие в газавате.

Бойтесь покинуть сей мир, если, обладая тысячью и более динарами, вы не пожертвовали их на строительство колодца, помощь человеку, не имеющему для женитьбы достаточных средств, на одежду для сироты, возмещение долга за оказавшегося в труд-
ном положении, или на то, чтобы доставить радость соседям.

Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) говорил: «С нас взяли обеты, чтобы мы помогали всем, кто из-за постигших бед, оказались охвачены заботой.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мусульмане подобны единому телу: если один из органов жалуется (из-за болезни), то все тело отзывается на это бессонницей и температурой».

Также с нас взяли обет, чтобы мы, выходя из дома на время - двадцать и более минут, говорили: «О мой Аллах, если кто-либо из братьев по вере или других собирается посетить нас с нуждой или чтобы приветствовать нас, то удержи его, пока мы не возвратимся. А если он уже вышел в путь, то удержи нас на месте до его прихода!».
 

 

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана

Понравилась статья, поделись с друзьями :

Мы в социальных сетях