От праведников до нас дошли великие поучительные истории. Ниже мы приведём некоторые из них:
1. Рассказывают, что причиной того, что праведника Хатама (да будет свята его душа) прозвали «аль-Асам» (глухим) послужил следующий случай. К нему пришла некая женщина за богословско-правовым заключением. Когда она задавала Хатаму
вопрос, у нее помимо ее воли громко вышли газы и она очень смутилась. И тут Хатам (да будет свята его душа) сказал ей: «Говорите громче!», показывая тем самым, будто он плохо слышит. Женщина обрадовалась этому и подумала: «Значит он ничего не услышал». И после этого случая он стал известен как «аль-Асам» (глухой).
2. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) рассказал: «Когда меня привели к халифу по обвинению в заблуждении, я увидел там разносчика воды. На нем была чалма и египетский платок, в руках у него была дорогая посуда из тонкой керамики. Я спросил: «Этот человек поит правителя?» Мне ответили: «Нет, он поит простых людей». Тогда я взял у него кувшин, выпил воду и сказал своему спутнику: «Дай ему динар». А разносчик воды отказался взять деньги, сказав: «Ты – пленник, не благородно брать от тебя что-либо».
3. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) также поведал: «Был один юноша по имени Ахмад ибн Сахль, из числа торговцев. Я купил у него кусок белой материи и он взял за него лишь себестоимость. Я спросил его: «Разве ты не возьмешь больше?» Он ответил: «Что касается цены за ткань, то я её взял, чтобы ты не боялся упрека».
4. Также Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) рассказал, что некий человек утверждал друзьям, что он из числа мужественных. Так они вышли в путь из Нишапура в Наса (Наса-старая деревня, расположенная ныне в Республике Туркменистан). Их пригласил в гости некий мужчина. Когда они поели, вышла служанка с кувшином воды и стала обходить гостей, чтобы они помыли руки после еды. Нишапурец отказался мыть руки и сказал: «Не подобает мужественному человеку, чтобы женщины лили ему воду на руки!»
5. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) рассказывал, что один из паломников уснул в Медине. Когда он проснулся, ему показалось, что его кошелек украли. Он вышел и, увидев Джафара ас-Садика (да будет доволен им Аллах) и подумал на него, стал допытываться: «Ты взял мой кошелёк?» Джафар (да будет доволе им Аллах) спросил его: «Что было в кошельке?» Паломник ответил: «В нем была тысяча золотых монет (динаров)». Джафар (да будет доволен им Аллах) завёл его домой и отдал ему тысячу динаров. Затем паломник вернулся на свою стоянку и обнаружил там свой кошелёк. Он отправился к Джафару (да будет доволен им Аллах), чтобы извиниться и вернуть ему деньги. Но Джафар (да будет доволен им Аллах) отказался принять их, сказав: «То, что отдал, я не беру обратно».
6. Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) сказал: «Знайте, что мужественность любимых рабов (авлия) Всевышнего Аллаха проявляется в том, что если им дозволят заступиться за кого-либо, то они вначале заступяться за тех, кто причинял им вред в этом мире, обвинял их в неверии, заблуждении, совершении деяний напоказ и других недостатках. Они поступают так для того, чтобы избавить вредившего им от угрызений совести, когда он увидит ту степень перед Всевышним, о которой он не ведал на этом свете и которую приобретут любимцы Аллаха в вечной жизни (приближенность к Создателю и внимание Творца к их просьбам). Получив заступничество в Судный день успокоятся души порицавших праведников и покинет их страх, постигший от любимцев Аллаха (из-за нанесенного им вреда)».
Он также отмечал: «Праведники, любимцы Аллаха не начали заступничество с тех, кто доброжелательно относился и верил в них в этом мире. Потому что творивший благое бывает спокоен тем, что он уже совершил. Ибо его добро достаточно ему и именно оно заступится за него перед Всевышним Аллахом».
Знайте, что скрыть недостатки своих товарищей, особенно, если известно, что враги будут злорадствовать, узнав о них, значит поступить мужественно.
Праведник Абу Али ад-Даккак (да будет свята его душа) сказал: «Совершенство мужества и самоотверженности было присуще только Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Все пророки в Судный день будут волноваться о себе, говоря: «О мой нафс, о мой нафс!» А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) будет беспокоиться о своей общине: «О моя община, о моя община!»
Знайте, что свобода (вольность) более почётна, чем правдивость, мужественность более ценна, чем они оба. Гуманность, человечность – ветвь мужества. Разница между мужественным человеком и аскетом (захид) в том, что захид оказывает предпочтение другим при наличии достатка, а мужественный – когда сам находится в нужде. Как сказал Всевышний (смысл): «Они отдают предпочтение другим перед собой, даже если сами находятся в стесненном положении».
Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана